Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

СИБИРСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ

Воскресенье, 28.04.2024
АЛБАЗИНСКИЙ ОСТРОГ

Первое основание Албазинского острога связано с легендарным походом Е. Хабарова на р. Амур, когда он на месте городка даурского князька Албазы на берегу Амура против впадения в него притока р. Амурхэ построил русский острог с несколькими башнями. В 1654 г. часть его острожных стен была заменена городнями,укреплены проезжие башни. Албазинский острог того времени — это прежде всего военная крепость, основанная русскими людьми, ставшими казаками и ушедшими от произвола царской администрации в поисках «земли и воли».

Заново Албазин был опять отстроен сотником Н. Р. Черниговским в 1667 г., поднявшим восстание в Илимском уезде и ушедшим на Амур. Тогда же рядом с Албазином был заложен Спасский монастырь и Покровская слобода, населенная промышленными людьми и крестьянами. В 1672 г. албазинские казаки наподобие Ермаковской дружины обратились к царю Алексею Михайловичу с просьбой о принятии албазинской «землицы» в подарок. Просьба была удовлетворена и в соответствии с этим предприняты работы по расширению и укреплению Албазина, который получил статус города. По описанию 1682 г. Албазин был окружен городовыми стенами мерою кругом 165 саженей. Высота стен достигала 7 м. В стену было вырублено 2 проезжих башни: одна высотою в 17 м от слободы на увале, вторая высотою 15 м. Обе башни были квадратные в плане: первая 4X4 сажени, вторая 3,5X3,5 сажени. По углам располагались 3 башни, квадратные в плане 3X3 сажени, высотою 10—12 м. В четвертом углу, что стоял на самом яру Амура, находился воеводский двор со всеми постройками.

По условиям Нерчинского договора с Китаем в 1689 г. Албазинский острог был перенесен на другой берег Амура.

Первая крестьянская пашня в Албазине была заведена казаками, промышленниками и крестьянами, ушедшими с Н. Черниговским на Амур. И вскоре острог стал одним из центров русского пашенного земледелия в этом районе. В начале 1680-х гг. гарнизон Албазина составлял 120 казаков, в самом остроге проживало около 70 крестьян, а также торговые и промышленные люди. Всего в Албазинском уезде насчитывалось тогда до 480 семей русских крестьян и промышленников, которые пахали пашню площадью до 1 тыс. десятин. Начинала развиваться и торговля. Предпринимались попытки найти железную руду.

Достопримечательной, героической страницей в истории Албазина является оборона его от превосходящих войск китайско-маньчжурских феодалов в 1685—1686 гг. Силы были неравные: против тысячи русских казаков действовало 5 тыс. солдат противника с 40 пушками; на 1 выстрел русской пушки приходилось 10 ответных. Руководителями этой героической обороны Албазина были А. Толбузин и А. Бейтон. Алексей Ларионович Толбузин начинал свою службу в Тобольске, где числился сыном боярским. В 1676 г. был назначен воеводой в Албазин и с тех пор его жизнь и смерть была связана с героической обороной русской Даурии. Во время очередного приступа ему ядром оторвало ноги и, пролежав несколько дней в беспамятстве, он умер в Албазинской землянке и тут же в городе был похоронен. Его сыновья — Петр и Федор — несли
«государеву службу» в дворянах по Тобольску в конце XVII — начале XVIII вв. Сотоварищем Толбузина был енисейский сын Афанасий Иванович Бейтон в должности казачьего головы. После смерти Толбузина он возглавил оборону Албазина, отразил три приступа войск противника, применившего «греческий огнь». Именно ему народная молва приписывает следующие слова, сказанные в ответ на предложения китайской стороны сдаться в плен: «Мы, русские, в плен сдаваться не привыкшие». После окончания службы в Албазине он был приказчиком в Верхоленском остроге, где и похоронен.

Историко-культурное значение Албазина в русской, а тем более в сибирской истории, велико. История его существования, хозяйственное освоение края, оборона, как и  казачий поход Ермака 1581 — 1585 гг. и взятие донскими казаками в 1637 г. неприступного турецкого Азова, являются убедительными доказательствами существования на Руси в XVII в. политически жизнеспособной вольнонародной колонизации, возможности существования другого политического строя, нежели феодально-крепостническая система России. Албазинские казаки, пусть на короткий срок, осуществили в Сибири в реальности идею «казацкой республики», номинально подчинявшейся русскому самодержавию, но фактически управлявшейся своим «казачьим кругом». Такая идея бродила в казачьей среде Сибири, но впервые реально осуществилась в Албазине.

История острога свидетельствует, что приход русских на далекие амурские просторы был связан не с колониальным подчинением коренных народов, не с захватом чужих земель, а с хозяйственным преобразованием края: развитием пашенного земледелия, ремесла, современных форм общежительства. Он способствовал расширению торговых связей между народами. Здесь в казачьей среде рождается своя устная и письменная культура: создается эпический цикл песен и былин об Албазинском «сидении»; в Спасском монастыре ведется свое местное летописание.

На территории бывшего Албазинского острога в 1974—1976 гг. работала археологическая экспедиция Института истории, филологии и философии СО АН СССР и Благовещенского педагогического института. В ходе раскопок было выявлено три строительных горизонта, свидетельствующих, что жизнь на Албазинском городище продолжалась и в XVIII-XIX ва В ходе раскопок было найдено много предметов, свидетельствующих о развитии кузнечного, кожевенного, сапожного, деревообрабатывающего ремесел, производства глиняной посуды, пушного и рыбного промысла.

Ныне — территория Сковородинского района Амурской области.