Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

СИБИРСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ

Воскресенье, 28.04.2024
ТАРХАНСКИЙ ОСТРОГ

Основан был в 1628 г. на р. Тобол, недалеко от впадения в него р. Туры. Представлял из себя крепость с деревянным частоколом и с 2 башнями.
В 1640 г. выдержал месячную осаду орды Девлет-Кирея. На следующий год послужил убежищем для остатков отряда тобольского сына боярского Д. Аршинского. В 1689 г. был взят штурмом калмыками и сожжен. В 1696 г. был заново отстроен тобольским сыном боярским Иваном Григорьевым Панютиным над Тоболом на перевозе на чистом яру в 8 саженях от старого разоренного острога.
Вначале население Тархан-ского острожка состояло из казаков-годовалыциков, посылаемых ежегодно из Тюмени. Но в 1668 г. тюменский пеший казак И. Севрюгин прибрал в Тюмени 40 беломестных казаков для постоянного житья в остроге и укрепил его крепостями. В середине XVIII в. Тарханский острог стал обыкновенной земледельческой слободой.
Одним из приказчиков Тарханского острога был тюменский сын боярский Любим Евсеев, тот самый, который отбивал штурм калмыков в 1689 г. До этого он вместе с томичом И. Поршенинниковым дошел до Даурской «землицы», а в 1683 г. сражался с калмыками возле Катайского острога.
Тарханский острог назван по речке Тарханке, впадающей в Тобол, где еще до прихода русских в эти края существовал татарский городок, владелец которого Тархан-мурза платил ясак Кучуму.
В Тарханском остроге, по летописным преданиям, произошло событие, которое, несмотря на свою церковно-назидательную интерпретацию, хорошо отражает характер взаимоотношений русского и местного татарского ясачного населения даже в условиях непрестанных набегов кучумовичей и калмыков. По этому преданию в 1631 г. русские казаки, несшие службу в этом остроге, построили часовню. В нее местные татары, жившие поблизости в юртах, передали икону Спаса, найденную ими якобы у ограды острога. Татары вначале нашли ее в траве и использовали как доску для чистки рыбы. Но через несколько дней эта икона-доска у них исчезла и опять появилась в траве у острога на том же месте.
Это и побудило татар отдать эту икону русским казакам в часовню. И именно это понимание важности и значимости — не иконы как таковой, а традиционной культуры русского населения — позволило простому татарскому люду увидеть в русских не своих противников и злейших врагов, а своих защитников от непрестанных и разорительных набегов потомков Кучума, их прежнего владыки. Так образ Спаса, который «оберегал» русскую рать на поле Куликовом, стал «защитником» коренного населения Сибири от грабежей и насилий.

Ныне — местность в окрестностях села Карбаны Ярковского района Тюменской области.