Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

СИБИРСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ

Суббота, 27.04.2024
Главная » 2013 » Январь » 24 » ЗЛАТОКИПЯЩАЯ МАНГАЗЕЯ
13:34
ЗЛАТОКИПЯЩАЯ МАНГАЗЕЯ
В документах середины XVI века ученые встречают необычный термин — Мангазея. О таинственной Мангазее стало известно, когда русские поморы на своих кочах из Архангельска прошли все побережье Баренцева моря, через пролив Карские ворота вышли в Карское море, пересекли его, достигнув побережья полуострова Ямал. Здесь мореходы нашли богатые залежи «заморной рыбьей кости» (особо ценная моржовая кость).
Поморы двинулись было вдоль берега Ямала, но он уходил далеко на север, где даже летом плавают огромные льдины. Тогда поморы пересекли Ямал испытанным, но тяжелым путем: поднялись вверх по речке Мутной, переволокли суда в речку Зеленую и оказались в просторной Обской губе. Дальше поднялись по Тазовской губе в реку Таз. Вот эта-то суровая лесистая местность и называлась Мангазеей и славилась своими пушными богатствами. Путь этот стал именоваться Мангазейским морским ходом.
Прослышав о необыкновенном пушном богатстве далеких мест, туда устремились шустрые промышленники. Они не только сами охотились на зверя, но и принялись оживленно торговать с туземным населением — энцами (монканси) и самоедами (ненцами). Предприимчивые купцы привозили им железные изделия — котлы, топоры, ножи, зеркала и бусы, а плату с них брали мехами. Возвращаясь, купцы становились богатыми людьми, а Мангазею называли златокипящей.
Прослышали на Москве о бесчинствах поморских промышленников: торговали-то они беспошлинно, и даже дань порой с местного населения брали да себе присваивали. К тому времени царем стал Борис Годунов. Он велел прекратить бесчинства, и в 1600 году в Мангазею отправились два воеводы — Мирон Шаховской и Даниил Хрипунов с отрядом в 150 человек. Отряд двинулся в путь из Тобольска и добрался до Мангазеи с большими трудностями: «государевы люди» потерпели крушение в Обской губе, потеряли при этом часть запасов, а в Тазовской губе на них напали самоеды.
На следующий год заложили на правом берегу реки Таз острог Мангазея. Со всех окрестных земель собирались сюда промышленники, везли пушнину. Жители различных племен тоже собирались сюда и меняли пушнину на необходимые товары.
Город делился на острог и посад, между ними было незастроенное поле шириной 40—50 метров. Эта градостроительная хитрость при пожарах спасала от выгорания весь город. В остроге жили стрельцы, на посаде — промышленные люди и купцы. Были в Мангазее воеводская резиденция, несколько церквей и часовен, съезжая изба (что-то вроде современного отделения милиции) и тюрьма. Жители держали кур, коров и лошадей.
Для торговли в Мангазею главным образом везли железные изделия, а назад — меха. Меха гораздо легче железа, поэтому из трех кочей можно было оставить один и возвращаться на нем, а остальные — продать, чтобы не мучиться с ним напрасно на тяжелом Ямальском волоке.
Мангазейцы были практичными людьми: лишние кочи для них были в первую очередь хорошо оструганными досками. Поэтому при постройках домов часто использовались корабельные доски. Поморы приплывали в Мангазею обычно осенью, а отправлялись назад следующей весной. Когда торг был окончен и делать было нечего, начинались азартные игры: в кости и шахматы. Да-да, эта благородная игра четыреста лет назад считалась азартной! Играть разрешалось только в специально отведенных местах: в банях или в специальной избе на окраине посада. Нарушителей не только наказывали, но и отбирали у них предметы игр: кости и шахматы. Их сбрасывали в особую яму возле приказной избы. При раскопках археологи нашли эту яму, а в ней — крупнейшую коллекцию средневековых шахматных фигурок.
Посад в Мангазее не был обнесен крепостной стеной: промышленникам не нужно было обороняться от коренных жителей, с которыми жили в мире. Правда, однажды в городе началась настоящая война: палили из пушек и пищалей, разрушили гостиный двор, купеческие амбары и дома многие. А виноваты в этой войне были... воеводы!
В Мангазею всегда назначали не одного, а двух воевод — мало ли что может случиться! В 1629 году в город приплыли два новых воеводы: Андрей Палицын и Григорий Кокорев. Они и раньше недолюбливали друг друга, а тут и вовсе нашла коса на камень. Кокорев со сторонниками занял кремль, а Палицын — посад. Три года воеводы враждовали между собой, много вреда наделали купцам и промышленникам. Царь отрядил тобольского дьяка изучить положение, а воевод вызвал в Москву. Они не понесли никакого наказания — видно, богатые  дары преподнесли они судьям. С тех пор, однако, в Мангазею назначали одного воеводу.
В 1672 году гарнизон Мангазеи был полностью переведен на Енисей, за ним последовали жители посада. Мангазея опустела. Сейчас на ее месте холм, поросший елями и высокой травой. Но корабли, проплывая мимо брошенного города, каждый раз дают приветственный гудок.
Просмотров: 1014 | Добавил: javor2011 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: